Актуальная проблема финансовой безопасности
В современном мире сложно оставаться в стороне и не идти в ногу со временем. Именно поэтому большинство из нас охотно пользуются современными технологиями, в том числе в финансовой сфере. Мы оплачиваем покупки бесконтактным способом, заказываем товары онлайн, пользуемся всевозможными онлайн-услугами и осуществляем большое количество других финансовых операций дистанционно. Все это позволяет развиваться мошеннической деятельности.
По информации сайта Banki.ru со ссылкой на исследования Visa в России, абсолютное большинство россиян хотя бы раз сталкивались с финансовым мошенничеством. В частности, 85% опрошенных получали звонки или сообщения от мошенников, попадали на поддельные сайты или иным образом контактировали со злоумышленниками.
Как показали результаты опроса, пандемия спровоцировала активизацию мошенников. Больше половины опрошенных стали чаще получать звонки и сообщения от злоумышленников, при этом представители старшего поколения отмечали этот факт чаще других. 5% респондентов впервые столкнулись с мошенничеством в этот период.
За 2021 год в России было зарегистрировано 281,9 тыс. случаев мошенничества (ст. 159 УК РФ), что на 6,5% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Как сообщают «Известия» со ссылкой на Генпрокуратуру РФ, на 13,7% выросло число мошеннических действий в общей массе, которые совершили с помощью информационных технологий.
Ведущие аналитики отмечают, что ежегодно число новых мошеннических схем возрастает, а во время пандемии еще больше усугубилось. Так же растет количество обновленных мошеннических уловок, как технологических, так и психологических.
Поэтому всем нам необходимо быть на чеку, тем более что в нашей жизни часто складываются ситуации, когда мы можем стать жертвой преступников.
Существует несколько видов финансового мошенничества:
1. Интернет мошенничество (блокировка компьютера, письма от юристов о вашем наследии, покупка товара по низкой цене).
2. SMS или телефонное мошенничество (пополнение счета или баланса вашего телефона, SMS или звонки от родственников, попавших в беду, ложные звонки или SMS от банка).
3. Финансовые пирамиды.
Это структуры, где доход формируется за счёт финансовых вложений новых членов, и получают его те, кто вступил первым. Вступившие позднее не имеют шансов получить ни дивиденды, ни возврат средств. Насторожить должны неизвестность организаторов, обещания больших доходов, отсутствие производства товаров или услуг, простота регистрации и вступления, финансирование за счёт увеличения числа участников.
Для того чтобы обезопасить себя необходимо знать и использовать основные правила минимизации рисков:
- Не переходите по неизвестным ссылкам, не перезванивайте по сомнительным номерам. Даже если ссылка кажется надежной, а телефон верным, всегда сверяйте адреса с доменными именами официальных сайтов организаций, а номера проверяйте в официальных справочниках.
- Если вам приходит СМС о зачислении средств (и сообщение похоже на привычное уведомление банка), а затем звонит человек, который как бы по ошибке зачислил вам деньги и просит вернуть, не спешите ничего возвращать. Такая ситуация больше похожа на мошенническую схему: скорее всего, деньги не приходили, СМС — не от вашего банка, а звонил вам мошенник. Проверьте состояние вашего счета, закажите выписку в приложении банка или позвоните в банк, прежде чем переводить кому-то деньги.
- Если вам приходит уведомление «Подтвердите покупку» и код, а следом раздается звонок опять же от человека, который говорит, что по ошибке указал ваш телефонный номер, и просит продиктовать ему код, ни в коем случае не делайте этого. Так пытаются выманить у вас код, чтобы списать с вашего счета деньги или подключить вас к ненужному платному сервису.
- Никому не сообщайте персональные данные, а уж тем более пароли и коды. Сотрудникам банка они не нужны, а мошенникам откроют доступ к вашим деньгам.
- Не храните данные карт на компьютере или в смартфоне.
- Проверяйте информацию. Если вам говорят, будто вы что-то выиграли или c вашей карты случайно списали деньги и нужно назвать свои данные, чтобы остановить операцию, закончите разговор и перезвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне вашей карты.
- Если вам сообщают, что у родственников или друзей неприятности, постарайтесь связаться с ними напрямую.
- Установите на компьютер антивирус – и себе, и родственникам.
Как же следует поступить, если вы уже столкнулись с мошенничеством?
Необходимо позвонить в банк и заблокировать карту. Если вы не можете связаться с банком по телефону, зайдите в ближайшее отделение банка и напишите заявление о блокировке. Также вы можете заблокировать карту через приложение банка. После этого запросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией. Кроме того следует обратиться с заявлением в отдел полиции по месту жительства.
Будьте всегда внимательны и осторожны!
Материал подготовила
методист МИЦ
МБУК "Даниловская ЦБС"
Решетняк Полина Николаевна